Воскресенье, 28.04.2024, 13:33



Официальный сайт МБОУ "Средняя школа города Багратионовска"

Согласия на обработку персональных данных и на размещение персональных данных в сети Интернет всех участников образовательного процесса имеются


Меню сайта
Наш опрос
Самая активная категория участников на сайте:
Всего ответов: 803
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

"Они были первыми"

Создание системы народного образования на территории Кёнигсбергской, а затем Калининградской области, будучи составной частью социально-культурного строительства на её территории, происходило в 1945-1950 годах.

На первом этапе – в 1945/1946 учебном году – были открыты первые школы для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона и приехавших для проведения неотложных восстановительных работ специалистов, первые детские дома, а также школы для немецких детей.

На втором этапе – с 1946 года, с образованием новой области и началом её массового заселения – были сформированы органы управления народным образованием, создана широкая сеть школ и учебно-воспитательных учреждений, открылись педагогические учебные заведения. К 1950 году эта работа была в основном завершена.

Создание системы народного образования в области было сопряжено с огромными трудностями.

Во-первых, в сжатые сроки требовалось развернуть широкую сеть школ, подобрав, восстановив или отремонтировав подходящие здания, обеспечив их мебелью, оборудова­нием, программами, учебниками, школьно-письменными принадлежностями. При этом точно спланировать рост школьной сети и её размещение по области в тогдашней ситуации было чрезвычайно сложно. Готовить к открытию школы приходилось буквально на ходу, на протяжении всего учебного года, с тем, чтобы охватить всех детей школьного возраста, прибывающих в область, организовав их точный учёт и обеспечив всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Помимо этого нужно было организовать значительное количество школ рабочей и сельской молодёжи, систему учебно-воспитательных учреждений – детских домов и детских садов.

Во-вторых, едва ли не самой сложной была кадровая проблема. Создаваемые руководящие органы народного образования и стремительно растущую школьную сеть требовалось обеспечить директорами, завучами, учителями при том, что в послевоенное время педагогов в стране не хватало.

В-третьих, в области в течение трёх послевоенных лет проживало немецкое население, находилось до 23 тыс. немецких детей, включая сирот. Поэтому параллельно с русскими школами требовалось сохранить либо развернуть сеть нерусских школ и детских домов, обеспечив их кадрами и всем необходимым.

В июне 1945 года в Кёнигсберг прибыл первый поезд с переселенцами, который привёз рабочих на целлюлозно-бумажный комбинат, а в сентябре офицеры расположен­ных здесь воинских частей получили разрешение привезти сюда свои семьи. К моменту образования 7 апреля 1946 года Кёнигсбергской области на её территории уже проживало около 50 тысяч советских граждан. Первоначально делами народного образования ведало Управление по гражданским делам при Особом Военном округе. 4 декабря 1945 года по инициативе начальника управления генерал-майора Гузий был создан отдел народного образования, в котором поначалу работало всего 3 человека. Фактически организационное оформление руководящих органов народного образования происходило с весны 1946 года параллельно с подготовкой к открытию школ. При областном управлении по гражданским делам был создан областной отдел народного образования, одновременно формировалась система районных отделов, а в Тильзите, Инстербурге и Кёнигсберге – городских отделов народного образования. Первым заведующим облоно стал Г. И. Дурягин, а в марте 1946 года его сменил П. А. Долгачев.

Первые школы и детские дома на территории будущей области появились в сентяб­ре-де­кабре 1945 года. Было решено, что в первую очередь их следует открыть в наиболее крупных городах и поселках, при воинских частях и промышленных предприятиях. Готовясь к первому послевоенному учебному году, командование подобрало для школ лучшие здания бывших немецких гимназий, уцелевшие жилые дома. 17 июля 1945 года командующий 11-й гвардейской армией генерал-полковник К. Н. Га­лицкий подписал приказ "Об открытии школы для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона". Для школы решили отремонтировать большое красное кирпичное здание бывшей польской школы по ул. Лендорфштрассе (сейчас это гимназия №1 по ул. Кропоткина). Командование выделило необходимые материалы и рабочую силу, солдаты завезли мебель. 15 сентября состоялось открытие первой в области школы. Оно проходило в торжественной обстановке. Под звуки государственного гимна над зданием школы был поднят красный флаг. В тот же день за парты сели 126 детей. Среди учеников было 36 воспитанников дивизий – участников боев за Кёнигсберг. А весной 1946 года 18 учащихся этой школы уже получали аттестаты.

В том же 1945/1946 учебном году в Кёнигсберге была открыта средняя школа при ЦБК-1, а также средние и семилетние школы в городах и поселках – Тильзите (Советск), Пиллау (Балтийск), Инстербурге (Черняховск), Хайлигенбайле (Мамоново), Рагните (Неман), Тапиау (Гвардейск), Гумбиннене (Гусев), Лабиау (Полесск). К концу учебного года действовало 20 школ (5 средних, 4 семилетних, 11 начальных). В них обучалось 3468 детей. Большая часть школ располагалась в городах (16 из 20). В некоторых районах школы открыть не удалось, и в итоге около 2 тысяч детей не училось вообще. Учителями, в которых школы испытывали большую нехватку, приглашались жены офицеров, демобилизованные военнослужащие, а нередко и просто рабочие со средним образованием. 40 учителей прислало в область Министерство просвещения РСФСР, и это немного сняло остроту кадровой проблемы.

Первые школы столкнулись в своей работе со всеми трудностями послевоенного времени. В спешном порядке оборудовались уцелевшие здания. Не хватало мебели, которую нередко изготавливали сами рабочие и солдаты. Недоставало учебников, тетрадей, наглядных пособий. Фонды большинства школьных библиотек состояли из одного-двух десятков книг, а учебниками были обеспечены лишь каких-нибудь 20—30 процентов учащихся. Однако благодаря шефству воинских частей, в школах было тепло, а ученики получали горячие завтраки. В условиях тяжелейшей разрухи, когда первоочередными задачами стали неотложные восстановительные работы и подготовка к массовому заселению края, были найдены средства и возможности для организации обучения детей.

Говоря о становлении системы народного образования в Калининградской области, нельзя не уделить внимания одной её важной особенности, связанной с существованием здесь в течение трёх послевоенных лет школ и детских домов для немецких детей. Помимо детей-сирот на территории послевоенной области по официальным данным находилось около 17 тысяч немецких детей школьного возраста. Летом 1946 года в соответ­ствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1946 года начинается подготовка к открытию нерусских школ, проводится разъяснительная работа среди немецкого населения. Наиболее сложной оставалась и кадровая проблема. Советских учителей, владеющих немецким языком, не хватало, поэтому было решено подобрать учителей из немецкого населения. Для этого организовали двухмесячные курсы, через которые прошли 150 учителей-немцев. При облоно был создан специальный сектор нерусских школ. В октябре-ноябре 1946 года начали работу 44 нерусские школы (8 семилетних и 36 начальных), в которых сели за парты 6500 детей. Преподавание всех предметов велось на родном языке по программам советских национальных школ. Директорами назначались советские педагоги, владевшие немецким языком. По данным облоно школы были обеспечены оборудованием и учебниками на немецком языке в количестве 10820 экземпляров. К концу 1946 года в них работало 146 учителей-немцев, которые снабжались продоволь­ственными карточками и обеспечивались жильём наряду с учителями советских школ. Весной в нерусских школах проводились экзамены и испытания, во время которых большинство учащихся, по заключению облоно, показало неплохие знания. Несмотря на большие сложности в работе немецких школ, учебные программы были в основном выполнены. В 1947 году в связи с отправкой немецкого населения в Германию школы прекратили своё существование.

7 апреля 1946 года была образована Кёнигсбергская область. 4 июля она была переименована в Калининградскую, а в августе сюда прибыл первый эшелон с переселенцами и начался стремительный рост населения области. Весной и летом 1946 года идёт напряжённая подготовка к новому учебному году. 1 сентября открыли свои двери 118 школ, а затем в течение учебного года – ещё 172. Работа такого масштаба могла быть успешной, только превратившись из государственного во всенародное дело. Именно так и было в те годы. Помимо централизованного выделения средств на создание школьной сети использовались силы и возможности предприятий и организаций. Формы участия предприятий в делах народного образования были различными: шефство над школами, отчисления средств, организация специальных воскресников по восстановлению и ремонту школьных зданий и квартир для учителей. В Балтийске, например, восстановлением школьного здания лично руководил адмирал Левченко. В Советске школу восстановил на свои средства ЦБК. В Гурьевском районе способом народной стройки было восстановлено 15 школьных зданий, в Гвардейском – 10. Так общими усилиями обеспечивалось оперативное развертывание школьной сети: к концу 1946/47 учебного года в 290 школах области обучалось около 23 тыс. детей.

На очереди стояли задачи развития, совершенствования, укрепления народного образования на базе того, что было заложено в первый год существования области. Вместе с ростом населения росло и количество школ. К 1950 году их было уже 564 (36 средних, 172 семилетних, 356 начальных). Область в основном справилась с введением не только начального, но и семилетнего всеобуча. В дополнение к общеобразовательным было открыто 47 школ рабочей молодёжи, областная заочная средняя школа, санаторно-лесная школа, 2 спецшколы для детей с нарушениями слуха, речи и психическими расстройствами. Кроме того, в области действовало 17 детских домов, где воспитывалось около 1,5 тысячи детей. Контингент воспитанников формировался из детей, осиротевших в войну, их привозили из Кировской, Великолукской, Орловской областей, из Белоруссии и других районов страны. Кроме того, здесь были и дети, увезённые в годы войны в Германию и теперь прибывшие из американской и английской зон оккупации. Большинство их не говорило по-русски, к воспитателям относилось с недоверием. Поэтому детским домам тогда уделяли много внимания.

Составной частью становления системы народного образования было обеспечение ее педагогическими кадрами. Школы испытывали настоящий кадровый голод, который, помимо своеобразия области, усугублялся еще и общей нехваткой педагогов в стране в те годы. Открытые в 1947-48 годах 3 педучилища и пединститут ещё не развернули полного выпуска, поэтому кадровую проблему решали несколькими путями: подбирали учителей на месте из числа переселенцев с педагогическим образованием, работавших не по специальности; приглашали из других районов страны педагогов, пожелавших работать в Калининградской области, принимали молодых специалистов, направляемых по путевкам министерства просвещения. В первые годы приходилось брать на учительскую работу даже тех, кто не имел педагогического образования. Иногда выходили из положения, переводя школы, чаще сельские, на двухсменную работу. К 1950 году в области работало около 3 тысяч учителей. Из них только 400 человек имели высшее образование, зато 160 человек работали учителями, имея лишь среднее и семилетнее образование. При этом 80 % учителей области имели стаж работы до 5 лет.

В этих условиях особую важность приобретало создание системы повышения квалификации педагогических кадров и педагогических учебных заведений. В 1947 году был открыт Институт усовершенствования учителей, ставший центром проводимой в области методической работы. 1 сентября 1947 года открываются Калининградское и Черняховское, а в 1948 году Советское педучилища. При этом в Калининградском педучилище было организовано единственное тогда в области заочное отделение. В 1948 году начал свою работу Калининградский пединститут, которому передали одно из школьных зданий (сейчас корпус № 2 университета). В августе 1948 года в пединституте прошли вступительные экзамены на трёх факультетах: литературном, историческом, физико-математическом, и были приняты первые 148 студентов. Через год к дневному отделению прибавилось заочное, на которое поступили 355 человек.

Уже тогда, в трудные послевоенные годы, в условиях организационного оформления системы народного образования в школах области начинают складываться устойчивые и опытные коллективы учителей, создается крепкое квалифицированное ядро, способное обеспечить все возрастающие требования к учебно-воспитательному процессу. Труд многих из них был отмечен правительственными наградами. Среди них Мария Андреевна Строганова – учитель истории Калининградской школы № 1, Захар Ефимович Чугуевский – учитель русского языка и литературы Знаменской семилетней школы, Пелагея Ильинична Юдина – учитель начальных классов семилетней школы № 4 г. Черняховск, Мария Николаевна Сапельникова – учитель химии и биологии Черняховской средней школы № 1, Галина Дмитриевна Ольмезова – учитель физики Зеленоградской средней школы, Анна Николаевна Калокина – учитель начальных классов Правдинской средней школы. 19 марта 1949 года 186 учителей и работников народного образования области получили правительственные награды.

Таким образом, к 1950 году область имела уже вполне сложившуюся систему народного образования. Период ее становления завершился. На первом областном съезде учителей, который прошёл в 1949 году, были подведены итоги проделанной работы и определены первоочередные задачи на будущее.

(По материалам государственного архива Калининградской области)

Источник

Поиск
Телефон доверия
Горячая линия
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

© 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz
  Калининградский областной институт развития образования Агентство по делам молодежи Калининградской области